358

Составление заявки на тендер осложнено частыми поправками законов

Частые поправки по 44-ФЗ усложняют составление заявки на тендер

Эксперты уверены, что изменения в 44-ФЗ и 223-ФЗ будут куда эффективнее, если станут носить пакетный характер. Такой подход позволит повысить эффективность проведения тендеров, а значит, поднимется и уровень конкуренции. В президиуме Совета законодателей при Федеральном собрании РФ также полагают, что регламентация всех изменений законодательства контрактной системы крайне необходима, что позволит сделать более прогнозируемыми процессы объявления торгов и составления заявок на тендер.

Частые изменения закона и их последствия

В текущих реалиях закон подвергается десяткам изменений ежегодно. При этом большое количество поправок оказываются «сырыми» и непроверенными, а ряд из них просто не несет никакого смысла. И поставщикам, и заказчикам крайне сложно успевать отслеживать каждое изменение, что приводит к путанице в применении правил и нормативов согласно 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Результатом этих проблем становятся сбои в работе, отклонения заявок по форме 2 для аукциона 44-ФЗ, и в итоге потеря потенциально хороших посредников или упущенная прибыль. Конечно, можно воспользоваться профессиональными услугами компаний, которые возьмут на себя ответственность за составление заявки и формы 2, но это не решит проблем с законодательством.
В Министерстве экономического развития РФ в свою очередь считают, что в закон вносятся только проработанные поправки, в основе которых лежит опыт применения тех или иных норм законодательства. Данные изменения согласовываются со всеми заинтересованными органами исполнительной власти и экспертами.

Цель на качество торгов?

При упоминании нестабильного законодательства и его влияния на проведение эффективных тендеров Минэкономразвития лишь ссылается на двенадцатую статью закона о контрактной системе. В ней четко прописан существующий принцип ответственности за эффективность проведения тендеров и за результат реализации муниципальных и федеральных нужд государственных организаций. Внесение любых изменений в первую очередь преследует цель повышения конкуренции и рост качества проводимых торгов.
Государство использует сферу закупок в качестве инструмента для поддержания корректного экономического курса. Одним из хороших примеров является предоставление преимуществ малому и среднему бизнесу или отечественным компаниям. Кроме того, тендеры позволяют воплощать различные антикризисные меры.

Сложности составления заявки на тендер и формировании документации

Тем не менее, эксперты, как правило, согласны с участниками тендеров в части того, что огромное количество поправок в законе создают сложности в практике его применения, что вызывает множественные жалобы не только от поставщиков, которым нужно верно выполнить составление заявки на тендер, но и от заказчиков. Причинами обращений становятся проблемы с внесением изменений в документы тендера в связи с изменившимся законодательством.

Однако у сотрудников Министерства экономического развития РФ есть уверенность, что их деятельность направлена на совершенствование существующей системы госзакупок. Тем не менее, уже сейчас можно с уверенностью говорить о предстоящих множественных изменениях в сфере закупок, которые снова вызовут сложности при регистрации и проведении торгов.

Проблемы развития тендерного законодательства

Понимая, что данный процесс неизбежен, многие полагают, что внесение правок должно начать носить системный характер и поддерживать принятые ранее решения. В качестве примера несоответствий приводится актуальная проблема поддержки малого и среднего бизнеса. Законодательство для контрактной системы и 223-ФЗ предлагают различную реализацию решения данного вопроса, что вводит поставщиков в заблуждение, так как они рискуют запутаться в своих правах по разным законам.

Не смотря на то, что поправки преследуют одинаковую цель, они реализованы различными коллективами, что привело к значительным отличиям получившихся инструментов. В случае внесения институциональных поправок необходимо опираться на основы всего комплекса регулирования тендерного права.

Складывается впечатление, что у регулятора до сих пор нет понимания того, что контрактная система является лишь частью массива регулируемых закупочных процедур с высокой конкуренцией, в числе которых могут оказаться приватизация, банкротство и закупки по 223-ФЗ. Как только это недопонимание будет устранено, то внесение поправок в один пункт будет оцениваться с позиции влияния данных изменений на другие звенья системы, в том числе на существующие смежные подзаконные акты.

Как часто вносить изменения?

Эксперты полагают, что внесение поправок по аналогии с кодексами в области регулирования изменений было бы идеальной схемой. Ежеквартальные изменения всегда являются неожиданным сюрпризом для всех участников тендеров. Фактически, необходим результативный подход к реализации инструмента общественного обсуждения, которые сейчас работают только формально на портале regulation.gov.ru.

После публикации документа на сайте не придается никакого значения, смотрел его кто-либо или нет. Для исправления этой ситуации нужно каждый документ выносить на широкое обсуждение, уделяя особое внимание мнению экспертов в данной сфере. На основе полученной обратной связи все позиции сводятся в единую финальную версию документа. Лучше всего, чтобы такие правки носили пакетный характер.

В госоргане свое мнение

Тем не менее, в Министерстве экономического развития на этот счет ответили, что поправки вносятся именно тогда, когда это действительно необходимо. Утверждение данных изменений происходит на уровне Государственной Думы РФ.

Также в Минэкономразвития утверждают, что существует практика, когда файлы с нормами законодательства, требующие улучшений, выкладываются на общее осуждение вместе с мнением министерства на этот счет. Доводы и предложения принимаются от любых участников госзакупок. После согласования на сайте regulation.gov.ru происходит обсуждение в Госдуме. Дополнительно к этому процессу можно подключить экспертный совет при Министерстве экономического развития.

Тем не менее, многие эксперты сходятся во мнении, что отсутствие инструмента, обладающего предсказуемостью и стабильностью, с помощью которого будет осуществляться внесение поправок, уже сейчас является искусственным ограничением конкуренции, приводящим к снижению эффективности тендеров.